Духовно-рыцарские ордены возникли во времена первых крестовых походов. В XI веке католическая церковь выступила организатором крестовых походов, целью которых она объявила освобождение от мусульман Палестины и Гроба Господня, который, по преданию, находился в городе Иерусалиме. Истинная же цель походов заключалась в захвате новых земель.

Помимо земли, открывалась возможность основательно разграбить богатейшие города Востока. В армиях крестоносцев после взятия города-крепости Иерусалима в 1099 году с благословения Папы Римского на базе различных братств создавались особые духовно-рыцарские организации: их называли духовно-рыцарскими орденами. Первоначальная задача рыцарских орденов - защита христианских паломников и охрана христианских владений на Востоке от нападений последователей ислама. Идеолог крестовых походов Бернар Клервоский, живший в XII веке, в специально посвященном рыцарским орденам сочинении пытался оправдать их существование, примирив служение Богу и военную деятельность.

История создания рыцарских орденов

 

 

Вступая в орден, рыцарь приносил обычный обет монашества: бедности, целомудрия, послушания. Рыцарь должен был: исполнять долг гостеприимства и неустанно вести войну против неверных. Членами орденов могли быть как рыцари, так и простолюдины, которые составляли отдельную группу. А некоторые военно-монашеские ордена допускали в свои ряды даже женщин. Члены рыцарского ордена беспрекословно повиновались главе ордена - гроссмейстеру, или великому магистру, который в свою очередь подчинялся непосредственно Папе Римскому, а не правителям, на землях которых располагались владения ордена. Духовные рыцарские ордены почти во всем были похожи на монашеские ордены, но у них были определенный устав, утвержденный Папой Римским, и особая отличительная одежда. Подобно монашеским орденам, рыцарские ордены поначалу состояли из немногих лиц. Но, в отличие от монашеских орденов, рыцарские ордены вели активную военную деятельность, поэтому численность членов рыцарских орденов быстро возрастала. Члены ордена распределялись по различным должностям. В первое время, когда в орденах еще соблюдалась простота, их отличительным знаком служил обычный крест красного цвета, который первые крестоносцы избрали для себя сами. Правда, для различия внутри ордена они нередко изменяли как форму, так и цвет креста и даже цвет нижней одежды и плаща, к которым он прикреплялся. В церковных документах есть запись, в которой говорится, что нашивать крест на одежду разрешили в 1146 году специальной папской буллой и то только рыцарям знатной крови и представителям орденов. Гораздо позже, когда рыцарские ордена разбогатели и в некоторых из них, как и в монашеских орденах, развилась страсть к роскоши, не только одежда рыцарей, но и вся их внешняя обстановка стала отличаться большим богатством. Роскошь проявлялась и в установлении новых всевозможных отличий для служебных должностей: гроссмейстера, капелланов, ратников. Захватив огромные территории на Востоке, ордены развернули на «святой земле» широкую деятельность с целью обогащения.

Рыцари грабили города и селения, занимались ростовщичеством, эксплуатировали местное население. Все эти действия приводили к тому, что ордены скапливали несметные богатства. Всего в период с 1100 по 1400 год было образовано около 20 духовных рыцарских орденов. Из них три ордена были самыми сильными, влиятельными и обладали по тем временам огромными состояниями. В эту тройку входили: орден госпитальеров - иоаннитов, орден тамплиеров - храмовников и Тевтонский (Немецкий) орден.

Духовно-рыцарские ордена, возникшие на Святой Земле, помимо Востока, участвовали в военных действиях и на других территориях христианского мира.
Так, например, первыми вступили в войну в Испании рыцари госпитальеры и тамплиеры. Пиренейский полуостров привлекал к себе внимание рыцарских орденов как источник доходов и одновременно потенциальная возможность пополнить свои ряды новыми братьями. Влияние рыцарей госпитальеров и тамплиеров привело к тому что, уже в третьей четверти XII столетия в Испании возникло несколько собственных военно-монашеских орденов. Эти испанские ордены уже изначально были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров. Испанским рыцарским орденам покровительствовали христианские правители Испании, которые таким образом получали в лице рыцарей орденов серьезную военную силу против мусульман как на суше, так и на море. К тому же местные ордены не должны были посылать средства в Святую Землю, а испанские правители, покровительствуя сразу нескольким военно-монашеским организациям, могли контролировать ситуацию таким образом, чтобы ни один отдельный орден не стал слишком могущественным. На первых порах испанские правители даже надеялись использовать эти местные организации в борьбе со своими же христианскими соперниками, но ордены быстро распространились по всей территории полуострова и по отношению к конфликтам между христианскими королями заняли нейтральную позицию. Время от времени испанские ордены планировали распространить свое влияние на территории Северной Африки, Святой Земли и даже прибалтийских стран, но ни один из этих планов не был осуществлен.

В Центральной Европе, в отличие от Испании, тамплиеры и госпитальеры не были первыми духовно-рыцарскими орденами, которые с оружием в руках защищали и распространяли христианство. В начале XIII века европейцы больше рассчитывали на новые европейские духовно-рыцарские ордены, такие, как Тевтонский орден. Именно он сыграл главную роль в покорении Пруссии и Ливонии. Орден меченосцев и Добжиньский орден были основаны уже в самой Европе для защиты миссионеров: первый возник в Ливонии в 1202 году при поддержке епископа Альберта, а второй - в Пруссии, приблизительно в 1228 году, по инициативе епископа Прусского Христиана и польского князя Конрада Мазовецкого. Позже эти ордены вошли в состав Тевтонского ордена.

Тевтонский орден впервые появился в Центральной Европе в 1211 году по просьбе венгерского короля Андрея П. Король предложил ордену трансильванскую область Бурзу под условием защищать ее от набегов половцев. Для Тевтонского ордена это было выгодным предложением, так как появлялась возможность расширить свои владения в Европе. После того как Тевтонский орден был изгнан из Венгрии и утвердился в Пруссии, венгерские и польские правители привлекали для охраны своих земель другие рыцарские ордены. Польский князь Конрад Мазовецкий в 1237 году даже пытался возродить Добжиньский рыцарский орден в замке Дрогичин на реке Буг, но из этого ничего не вышло. Рыцари тамплиеры тоже не долго пробыли на польской земле, которую им пожаловали в 1250 году, а рыцари госпитальеры и вовсе отказались защищать пожалованные им венгерским королем Белой IV в 1247 году земли, которые простирались от Трансильванских Альп до Дуная. Духовенство использовало рыцарские ордены против еретиков и противников Папы Римского, а также других нарушителей спокойствия в Западной Европе. Рыцарские ордены вмешивались и во внутренние конфликты на Кипре и в Иерусалимском королевстве. Также были попытки основать новые рыцарские ордены на юге Франции для борьбы с ересями. Обязанностью этих орденов было защищать веру и Церковь, а также подавление гражданских беспорядков. Но все же основной и главной задачей духовно рыцарских орденов являлась борьба с иноверцами. Обладая колоссальным состоянием, ордены имели возможность скупать хорошие земли по всей территории Европы. Доказательством могущества и влияния рыцарских орденов может служить тот факт, что некоторые из них чеканили свои деньги из серебра и даже золота, и эти монеты рыцарских орденов имели хождения по всей Европе.

Жарков Сергей Владимирович «История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжение рыцарей средневековой европы»